Выбор цветовой гаммы сайта:
Изменение размера шрифта: 60% 70% 80% 90%

Сайт урологов Беларуси

Организация подготовки врачей-урологов с использованием активных методов обучения и автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи. Комяков Б.К. (Санкт-Петербург)

Imre RomiCh

«Организация подготовки врачей урологов с использованием активных методов обучения и автоматизированной технологии экспертизы и качества медицинской помощи» — тема доклада Б. К. Комякова (Санкт-Петербург).

Частота болезней мочеполовых органов в структуре заболеваемости населения  Санкт-Петербурга: В 2007 г. с впервые выявленным диагнозом по СПб - 3758,4  больных, по РФ  - 3786,5 больных  на 100 тыс. населения. В СПб в 2007 году зарегистрировано урологических больных – 453213, т.е.  13124 на 100 тыс. населения.

  • Количество амбулаторных урологов в Санкт-Петербурге  – 182
  • Всего в амбулаторно-поликлинические учреждения города за урологической помощью в 2007 году обратились более 350 тыс. человек.
    • Из них первичных обращений более 110 тыс.чел.

Представление ВОЗ о качестве медицинской помощи:

  • Пациент должен получить такой комплекс диагностической и лечебной помощи, который привел бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и такими биологическими факторами, как возраст, основное и сопутствующие заболевания, реакция на выбранное лечение и др.
  • Для достижения такого результата должны быть привлечены минимальные средства.
  • Риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности в результате лечения должен быть минимальным.
  • Пациент должен получить максимальное удовлетворение от процесса оказываемой помощи, максимальными должны быть и взаимодействие пациента с системой медицинской помощи, а также полученные результаты

Качество медицинской (врачебной) помощи - это свойство процесса взаимодействия врача и пациента обусловленное способностью первого:

  • выполнять медицинские технологии,
  • снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса,
  • оптимально использовать ресурсы медицины;
  • обеспечивать удовлетворенность потребителей медицинской помощи.

Врачебная ошибка - это неправильное действие или бездействие врача, которое способствовало:

  • нарушению выполнения медицинских технологий,
  • увеличению или неснижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновению нового патологического процесса,
  • неоптимальному использованию ресурсов медицины,
  • неудовлетворенности потребителей медицинской помощи

Принципы использования экспертизы качества медицинской помощи в учебном процессе:

  • Интеграция принципов проблемного программного и сообщающего методов обучения
  • Совершенствование логических свойств клинического мышления
  • Формирование системного мышления
  • Внедрение принципов системного подхода, статистического контроля и управления качеством процессов в образовательный процесс

Основные этапы организации обучения с использованием сборников ситуационных задач

  • Разработка сборников ситуационных задач по клинической специальности в соответствии с учебным планом кафедры 
  • Разработка понятийного и критериального аппаратов качества системы обучения
  • Внедрение в образовательный процесс новых технологий обучения с оценкой их эффективности

Ситуационная задача

  • описание законченного случая оказания медицинской помощи ненадлежащего качества, т.е. случая, в котором были допущены врачебные ошибки на разных этапах врачебного процесса.
  • Проблемное задание:
    • обнаружение недостающих и избыточных элементов;            
    • установление причинно-следственных связей между ВО;
    • установление причинно-следственных связей между ВО и состоянием компонентов КМП

Принципы оценки динамики и результативности процесса обучения

  • Анализ структуры, значимости экспертных ошибок отдельных слушателей и их групп
  • Анализ динамики показателей качества обучения отдельных слушателей и их групп
  • Статистический контроль качества в  системе учебной деятельности слушателей

В заключение доклада профессор сделал выводы:

  • Врачи урологи по завершению клинической ординатуры не всегда способны оказывать медицинскую помощь надлежащего качества.
  • Применение сценарных ситуационных задач, правильность решения которых оценивается с применением автоматизированной технологии экспертизы КМП, позволяет устанавливать недостатки врачебной квалификации клинических ординаторов.
  • Новый метод активного обучения позволяет контролировать пробелы в знаниях врачей-урологов и оперативно корректировать программы их подготовки.

Авторы обзора