
«Организация подготовки врачей урологов с использованием активных методов обучения и автоматизированной технологии экспертизы и качества медицинской помощи» — тема доклада Б. К. Комякова (Санкт-Петербург).
Частота болезней мочеполовых органов в структуре заболеваемости населения Санкт-Петербурга: В 2007 г. с впервые выявленным диагнозом по СПб - 3758,4 больных, по РФ - 3786,5 больных на 100 тыс. населения. В СПб в 2007 году зарегистрировано урологических больных – 453213, т.е. 13124 на 100 тыс. населения.
- Количество амбулаторных урологов в Санкт-Петербурге – 182
- Всего в амбулаторно-поликлинические учреждения города за урологической помощью в 2007 году обратились более 350 тыс. человек.
- Из них первичных обращений более 110 тыс.чел.
Представление ВОЗ о качестве медицинской помощи:
- Пациент должен получить такой комплекс диагностической и лечебной помощи, который привел бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и такими биологическими факторами, как возраст, основное и сопутствующие заболевания, реакция на выбранное лечение и др.
- Для достижения такого результата должны быть привлечены минимальные средства.
- Риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности в результате лечения должен быть минимальным.
- Пациент должен получить максимальное удовлетворение от процесса оказываемой помощи, максимальными должны быть и взаимодействие пациента с системой медицинской помощи, а также полученные результаты
Качество медицинской (врачебной) помощи - это свойство процесса взаимодействия врача и пациента обусловленное способностью первого:
- выполнять медицинские технологии,
- снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса,
- оптимально использовать ресурсы медицины;
- обеспечивать удовлетворенность потребителей медицинской помощи.
Врачебная ошибка - это неправильное действие или бездействие врача, которое способствовало:
- нарушению выполнения медицинских технологий,
- увеличению или неснижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновению нового патологического процесса,
- неоптимальному использованию ресурсов медицины,
- неудовлетворенности потребителей медицинской помощи
Принципы использования экспертизы качества медицинской помощи в учебном процессе:
- Интеграция принципов проблемного программного и сообщающего методов обучения
- Совершенствование логических свойств клинического мышления
- Формирование системного мышления
- Внедрение принципов системного подхода, статистического контроля и управления качеством процессов в образовательный процесс
Основные этапы организации обучения с использованием сборников ситуационных задач
- Разработка сборников ситуационных задач по клинической специальности в соответствии с учебным планом кафедры
- Разработка понятийного и критериального аппаратов качества системы обучения
- Внедрение в образовательный процесс новых технологий обучения с оценкой их эффективности
Ситуационная задача
- описание законченного случая оказания медицинской помощи ненадлежащего качества, т.е. случая, в котором были допущены врачебные ошибки на разных этапах врачебного процесса.
- Проблемное задание:
- обнаружение недостающих и избыточных элементов;
- установление причинно-следственных связей между ВО;
- установление причинно-следственных связей между ВО и состоянием компонентов КМП
Принципы оценки динамики и результативности процесса обучения
- Анализ структуры, значимости экспертных ошибок отдельных слушателей и их групп
- Анализ динамики показателей качества обучения отдельных слушателей и их групп
- Статистический контроль качества в системе учебной деятельности слушателей
В заключение доклада профессор сделал выводы:
- Врачи урологи по завершению клинической ординатуры не всегда способны оказывать медицинскую помощь надлежащего качества.
- Применение сценарных ситуационных задач, правильность решения которых оценивается с применением автоматизированной технологии экспертизы КМП, позволяет устанавливать недостатки врачебной квалификации клинических ординаторов.
- Новый метод активного обучения позволяет контролировать пробелы в знаниях врачей-урологов и оперативно корректировать программы их подготовки.
Авторы обзора